Редакция данного документа, сохранившаяся в РГАСПИ, отличается от редакции из личного архива составителя, подготовленной с учётом поправок, вносившихся по ходу голосования на Сборе-90, и скорее всего представляет собой первоначальную версию. Внесённые поправки в текст РГАСПИ отмечены красным цветом.
|
ПРЕЗИДЕНТУ СССР ВЕРХОВНОМУ СОВЕТУ СССР СОВЕТУ МИНИСТРОВ СССР ГОСКОМИТЕТУ СССР ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ |
О ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ
За годы Советской власти в СССР была уничтожена значительная часть интеллектуального потенциала народов нашей страны. Тоталитарному государству не нужны были свободомыслящие личности, и оно всячески подавляло творческую мысль. Созданная для этого советская система образования успешно выполняет свои функции и по сей день. Народное образование, основанное на коммунистических стереотипах и догмах, не создаёт условий для развития неординарного образа мышления, препятствует самовыражению личности, создаёт бездушную машину вместо человека.
Всемерная идеологизация педагогической науки, ложь и безнравственность преподавания, эксплуатация детского труда, милитаризация детства – всё это ежедневно принимает ребят в свои объятия в школах, училищах, да и в вузах.
Всесоюзный Сбор — ихся-комсомольцев старшеклассников выражает решительный протест советскому руководству против бездарной молодёжной политики, а вернее, против полного её отсутствия.
Принимая во внимание всё вышесказанное, мы выдвигаем следующие требования:
1. Обеспечение юридической, экономической и социальной защиты — ихся и учителей. Приведение советского законодательства в соответствие с Всеобщей декларацией прав человека ООН, Конвенцией о правах ребёнка ООН. Принятие демократического Закона «О государственной молодёжной политике в СССР».
2. Деидеологизация школ, которую мы понимаем как:
- недопустимость монопольного влияния любых идеологий на содержание образования и учебный процесс;
- вывод всех политических и общественно-политических организаций или сосуществование их в школе при условии невмешательства их в учебный процесс.
3. Демилитаризация школы, которую мы понимаем как:
- исключение культа войны из учебного процесса;
- исключение предмета начальной военной подготовки из учебной программы, учитывая изменившуюся внешнюю и внутреннюю политическую обстановку.
4. Увеличение вложений в образование как минимум до 12% от национального дохода.
5. Поощрение государством возникновения различных форм обучения (частные, авторские, профильные и другие школы; уровневое, дифференцированное обучение и другие).
6. Прекращение практики принудительного использования учащихся на сельскохозяйственных и прочих работах сельхозработах.
7. Коренным образом пересмотреть организацию учебного процесса в учебно-производственных комбинатах.
9. 8. Дать социальный заказ на разработку методов стимулирования вложений предприятий в школы.
8. 9. Дать социальный заказ на разработку государственной программы возрождения сельской школы.
10. Обязать администрацию школ не препятствовать возникновению и деятельности правозащитных органов учащихся и учителей.
11. Принять к сведению пакет предложений, разработанный лабораториями Сбора-90.
Если забыть о молодёжи, то сегодняшние проблемы могут стать завтрашними катастрофами.
Принято на пленарном заседании Всесоюзного сбора старшеклассников ВПЛ «Орлёнок», 11 августа 1990 г. |
|
РГАСПИ, ф. М-1, оп. 150, д. 123, л. 8
|