Поделитесь ссылкой на этот сайт:
Концепция
Подготовительный комитет
Материалы для делегатов
Сбор-90 в ВПЛ «Орлёнок»
Сбор-90 в ВТОЛ «Рабочая смена»
Приветствие Президента СССР
Резолюции и обращения
Разработки участников
Социологический портрет
Палата делегатов
Пресса Сбора-90
Дальнейшие шаги после Сбора
Форум

Редакция данного документа, сохранившаяся в РГАСПИ, отличается от редакции из личного архива составителя, подготовленной с учётом поправок, вносившихся по ходу голосования на Сборе-90, и скорее всего представляет собой первоначальную версию. Внесённые поправки в текст РГАСПИ отмечены красным цветом.

ПРЕЗИДЕНТУ СССР
ВЕРХОВНОМУ СОВЕТУ СССР
СОВЕТУ МИНИСТРОВ СССР
ГОСКОМИТЕТУ СССР
ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

 

О ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ

За годы Советской власти в СССР была уничтожена значительная часть интеллектуального потенциала народов нашей страны. Тоталитарному государству не нужны были свободомыслящие личности, и оно всячески подавляло творческую мысль. Созданная для этого советская система образования успешно выполняет свои функции и по сей день. Народное образование, основанное на комму­нистических стереотипах и догмах, не создаёт условий для развития неординарного образа мышления, препят­ствует самовыражению личности, создаёт бездушную машину вместо человека.

Всемерная идеологизация педагогической науки, ложь и безнравственность преподавания, эксплуатация детского труда, милитаризация детства – всё это ежедневно принимает ребят в свои объятия в школах, училищах, да и в вузах.

Всесоюзный Сбор — ихся-комсомольцев старшекласс­ников выражает решительный протест советскому руководству против бездарной молодёжной политики, а вернее, против полного её отсутствия.

Принимая во внимание всё вышесказанное, мы выдвигаем следующие требования:

1. Обеспечение юридической, экономической и соци­альной защиты — ихся и учителей. Приведение совет­ского законодательства в соответствие с Всеобщей декларацией прав человека ООН, Конвенцией о правах ребёнка ООН. Принятие демократического Закона «О государственной молодёжной политике в СССР».

2. Деидеологизация школ, которую мы понимаем как:

- недопустимость монопольного влияния любых идеологий на содержание образования и учебный процесс;

- вывод всех политических и общественно-политических организаций или сосуществование их в школе при условии невмешательства их в учебный процесс.

3. Демилитаризация школы, которую мы понимаем как:

- исключение культа войны из учебного процесса;

- исключение предмета начальной военной подготовки из учебной программы, учитывая изменившуюся внешнюю и внутреннюю политическую обстановку.

4. Увеличение вложений в образование как минимум до 12% от национального дохода.

5. Поощрение государством возникновения различных форм обучения (частные, авторские, профильные и другие школы; уровневое, дифференцированное обучение и другие).

6. Прекращение практики принудительного исполь­зования учащихся на сельскохозяйственных и прочих работах сельхозработах.

7. Коренным образом пересмотреть организацию учебного процесса в учебно-производственных комбинатах.

9. 8. Дать социальный заказ на разработку методов стимулирования вложений предприятий в школы.

8. 9. Дать социальный заказ на разработку государственной программы возрождения сельской школы.

10. Обязать администрацию школ не препятствовать возникновению и деятельности правозащитных органов учащихся и учителей.

11. Принять к сведению пакет предложений, разработанный лабораториями Сбора-90.

Если забыть о молодёжи, то сегодняшние проблемы
могут стать завтрашними катастрофами.

 

Принято на пленарном заседании
Всесоюзного сбора старшеклассников
ВПЛ «Орлёнок», 11 августа 1990 г.
 

РГАСПИ, ф. М-1, оп. 150, д. 123, л. 8

© Роман Синельников (составление и оформление), 2008–2024.